ЭССЕ

"Я - педагог!"

 

...Следующая остановка «Город Детства!» Сердце ёкнуло –и я проснулась: а ведь это моя остановка!

Задумываясь, куда пойти учиться, мечтала о многом. Хочу ЭТО! А, может ЭТО? Нет-нет, сюда, точно! Или нет... Теперь я поняла: «Всё, приехала!»

И тут  закружилось... Занятия, общение, события, сессии, практика–и первый ДИПЛОМ -воспитателя дошкольного учреждения.  Потом ещё 5 лет учёбы – и второй ДИПЛОМ - олигофренопедагога, логопеда образовательной специальной коррекционной школы. Но жизнь не стоит на месте, мне и этого оказалось МАЛО, и, заочно отучившись ещё 3года,  я получила третий ДИПЛОМ- учителя истории.

И вот я - учитель. Я сделала свой профессиональный выбор. Это профессия или призвание, данное мне свыше? Хорошо бы, и то и другое, думала я, потому что быть полностью счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь.

Начав работать, я столкнулась с массой трудностей в школе: это и работа с родителями, и взаимоотношения с администрацией и коллегами, и непредвиденные ситуации с детьми. Оказалось, многому всё-таки в институте не научили…  Надо было учиться снова, и я училась: у коллег, у детей, на курсах…  Как–то я подсчитала: за 19 лет моей профессиональной деятельности только на курсах я отучилась около 700 часов.

С годами пришёл опыт, и моим педагогическим кредо стали слова российского педагога, историка В. О. Ключевского:«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Сегодня я - педагог дополнительного образования. Я люблю свою профессию. Теперь я знаю наверняка: это моё призвание! И я счастлива, потому  что мне нравится работать с детьми. Годы работы с ними многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к их ошибкам, но требовательней к самой себе. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого педагогу надо самому быть личностью, потому что, как писал великий педагог К.Д. Ушинский, «…только личность может воспитать личность».

В беседах с детьми по душам я всегда им говорю, что если вы сегодня узнали что-то новое, то день прожит не зря. Поэтому очень важно, чем наполнен «внутренний сосуд» взрослого, если он работает с детьми. Это большая ответственность, по моему мнению. А во «внутреннем сосуде» взрослого должны быть профессионализм, любовь к детям, доброта, справедливость, способность к творчеству…

Я уверена, что, чтобы научить детей мыслить, творить, необходимо создать условия для их творчества и развития. И, как следствие этого, – повседневный поиск и ежеминутные сомнения: сработает ли? Талант педагога как мастера раскрывается тогда, когда на каждом занятии, изо дня в день ему удается увлечь обучающихся в мир неизвестного, заинтересовать их настолько, чтобы им самим захотелось познать новое, самим решить поставленную перед ними проблему. Чтобы глаза у детей горели, чтобы они чувствовали в себе уверенность, силу и желание творить. Каждому воспитаннику нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.

Римский философ Сенека утверждал: "Уча других, мы учимся сами". Я согласна с его утверждением, так как учусь всю жизнь. Мне, как педагогу дополнительного образования, постоянно приходится работать над ошибками, исправлять их и стремиться вперед, чтобы сделать образовательный процесс эмоциональным, интересным и результативным. А иначе дети не пойдут за тобой. Я учусь вместе с ними. Мы вместе ищем пути решения творческих задач, творчески и духовно растём вместе. Большое счастье – быть свидетелем детского восторга от собственных достижений, видеть лица, улыбки, светящиеся глаза детей, сделавших свое первое открытие.

На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои ученики такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время занятия и на перемене, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие – вызывают затруднения.

Основной подход, который я использую на занятиях по лего-конструированию и робототехнике – деятельностный. Именно такой подход позволяет мне добиться поставленных целей. Благодаря ему происходит активнейшее воздействие ребенка на окружающий мир. Итог такого подхода - достижения позитивного результата совместной деятельности. И в этой совместной деятельности я ни в коем случае не критикую, не исправляю, а рекомендую, советую, и, конечно же, направляю. И дети ко мне прислушиваются, потому что доверяют. Какая же это радость для педагога – завоевать доверие Маленького Человека! Тем более что это «особый» ребёнок, ребёнок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Как-то, проходя мимо детской площадки, я случайно стала свидетелем детского откровения: «Мама! Я сам могу! Я нормальный!» и далее: «Мама! Ну что ты?! Я - как ВСЕ! У меня получится!» Как тронуло меня это кричащее желание БЫТЬ КАК ВСЕ. И я задумалась: а кто мы ВСЕ? Кто дал понять ребёнку, что он ненормальный? Почему он должен даже маме доказывать обратное? 

Всем известно, что важнейшая потребность ребенка – быть принятым, понятым, признанным. Он подсознательно надеется на то, что его поймут и примут ВСЯКИМ: в любом состоянии, в каждом своём проявлении.

Мне очень захотелось помочь этим ОСОБЫМ детям. Благо, я знаю, как это можно сделать: полученное в свое время образование мне в этом поможет. И пусть сказанные кем-то слова: «Спасение одного ребенка не изменит Мир... Но Мир, несомненно, изменится для этого одного ребенка" – станут реальностью.

Решение принято: я постараюсь создать инклюзивное образовательное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении.

Почему же Лего-роботы? Современным, даже не совсем здоровым детям, нужно что-то новое, что может их заинтересовать, увлечь, повысить мотивацию к приобретению новых знаний.

Чем чаще всего любят и стремятся заниматься дети? Правильно! Играть!!! А почему не предложить им умные игрушки?

Конструируя и добиваясь того, чтобы созданные модели работали, испытывая полученные конструкции, дети получают возможность учиться на собственном опыте. Задания разной трудности воспитанники осваивают поэтапно. Принцип обучения "шаг за шагом" является ключевым для ЛЕГО и обеспечивает обучающемуся возможность работать в собственном темпе.

Ребёнку очень интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами конструирования, развить логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Поэтому робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.

Кроме того, занятия по лего-конструированию и робототехнике помогают мне вводить детей в социум, в мир здоровых детей, с которыми они могут общаться на равных. Они это не всегда понимают, но чувствуют, что они ЧАСТЬ этого общества, их почти НЕ ОТЛИЧИТЬ. И это для них счастье. А счастливые дети забывают о своих недостатках, будь они физические, психические или умственные…

...Город Детства из моего юношеского сна… Я нашла его наяву. И то, что я в нём останусь еще надолго, это ТОЧНО!

А вы знаете, где ВАШ город Детства?